Первый рейтинг рынка рекламы Узбекистана: что, для кого и зачем?

28 Январь, 2020

Национальным маркетинговым центром сделан первый рейтинг рынка рекламы Узбекистана, в который вошли агентства, компании и специалисты, занимающиеся рекламой. Цель рейтинга — выявить лучших, показать заслуги компаний и содействовать улучшению качества рекламного рынка нашей страны.

Официальным партнером рейтинга выступил телеграм-канал «ЩА ВСЕ БУДЕТ».

В чем проблема?

Как известно, реклама — неотъемлемая часть продукта или услуги, и она нужна любому бизнесу. Отечественный предприниматель до сегодняшнего дня жил без рейтинга и при выборе исполнителей ориентировался в основном на «сарафанное радио» и рекомендации знакомых, а также на результаты запросов в поисковиках и тематические сайты. К тому же не секрет, что многие рекламные агентства могут быть незаметны извне, если они специально не занимаются своим продвижением, не вкладывают в это свои ресурсы — человеческие, временные, финансовые. Как следствие, бизнес зачастую мало информирован об игроках на рынке рекламы, не может оценить качество их услуг, ему элементарно не с кем сравнивать потенциальных подрядчиков.

Решению данных проблем и была посвящена проделанная работа по анализу и исследованию рынка, чтобы определить лучших игроков и сформировать рейтинг рынка рекламы Узбекистана.Задача рейтинга— распределение агентств по уровню их профессионализма. Объективной основой для такого распределения являются места, занятые агентствами на различных фестивалях рекламы и маркетинга за определенный период. Организаторы отмечают, что в этом рейтинге было сделано главное — определены методика подсчета баллов и требования для участия в рейтинге 2020 года. Затем, на примере активности агентств и результатов участия в различных фестивалях в 2019 году, было показано, как будут подведены результаты в конце текущего года. Поскольку агентствам заранее не сообщили о подобной работе, этот рейтинг — показательный, он не будет учитываться в дальнейшем. Но с его помощью появилась возможность уже сейчас информировать всех, кто имеет отношение к рекламной отрасли, о появлении официального рейтинга рынка рекламы Узбекистана, первый из которых будет сформирован по итогам 2020 года. Организаторы призывают агентства к еще более активному участию в фестивалях в этом году. Ведь на них дают оценки специалисты международного уровня, имеющие опыт работы с самыми известными мировыми брендами, что делает результаты участия в профессиональных фестивалях и конкурсах самым объективным мерилом уровня работы рекламных агентств.

Каков принцип подсчета баллов рейтинга НМЦ?

Чтобы попасть в рейтинг, нужно в течение года становится финалистом и/или победителем фестивалей, вошедших в рейтинг. Каждый фестиваль оценивается по своему коэффициенту, который умножается на баллы от полученной награды. Коэффициенты отличаются по авторитету фестиваля и степени его сложности (от 2 до 25 баллов) и зависят от количества поданных работ,количества стран-участниц, уровня компетентности жюри, числа обладателей престижных мировых наград в составе жюри.

Каждая награда оценивается по утвержденным баллам (шорт-лист — 1, бронза — 3, серебро — 5, золото — 7, гран-при — 10). Балл за награду умножается на коэффициент фестиваля. Баллы суммируются и выводятся в рейтинговую таблицу, которая поделена на три основных направления: Branding, Creative, Production. Одно агентство может быть представлено в нескольких направлениях, в зависимости от категории полученных наград.

А как обстоят дела с рейтингами в странах СНГ?

Рейтинги ведутся давно и очень популярны во многих странах. Более того, существует разделение по направлениям деятельности.

Аналоги рейтинга НМЦ: в Центральной Азии — AdAsia, России — АКАР, Украине — ВРК, Беларуси — АКМАБ и др. Рейтинг креативности AdAsia для стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) и Азербайджана проводится c 2011 года.

Вот как описывают его создатели: «Рейтинг креативности — единственная возможность получить объективную и независимую оценку уровня профессионализма креативных рекламных агентств, дизайн и брендинговых студий, digital/SMM-агентств, BTL-агентств, PR-агентств, продакшн-студий, и т. д. За это время он стал действительно важным, полезным, а главное — непредвзятым мерилом креативности и профессионализма агентств для их клиентов. А для агентств это возможность сравнить свой уровень с коллегами и получить объективную оценку со стороны».

Ассоциация коммуникационных агентств России регулярно составляет следующие рейтинги:

  • рейтинг креативности агентств;
  • рейтинг медийных агентств;
  • рейтинг digital-агентств;
  • рейтинг маркетинговых услуг и многие другие.

Всеукраинская рекламная коалиция ВРК публикует ежегодный рейтинг украинских агентств по трем категориям — «Креативные партнеры», «Маркетинговые сервисы и PR», а также «Медиапартнеры».

Чем могут помочь рейтинги клиентам и агентствам?

Рейтинг — это, прежде всего, инструмент, помогающий рекламодателям лучше ориентироваться в рынке предложений агентств. Он даёт возможность выбрать агентство, наилучшим образом соответствующее задачам, стоящим перед бизнесом: заказчикам оценить уровень креатива и качество работ агентств, проверить их стиль на соответствие собственной концепции и маркетинговой стратегии. Правильный выбор агентства экономит не только время и средства, но напрямую сказывается на силе бренда потенциального заказчика, его продажах и успехе бизнеса в целом. Для агентств рейтинг — дополнительный маркетинговый инструмент. Те компании, которые прикладывают усилия и добиваются роста в рейтингах, при прочих равных будут ранжироваться выше тех, кто в них не участвует. Кроме того, это подтверждение третьей стороной достижений и экспертности какого-либо агентства. В рейтинге НМЦ таким независимым и объективным подтверждением является победа или участие в различных фестивалях.