Заседание Маркетингового клуба

21 Сентябрь, 2018

Очередное заседание Маркетингового клуба Ассоциации предприятий «Национальный маркетинговый центр» было тематическим: говорили о развитии интернет-магазинов и сервисов доставки в Узбекистане.

Шохрух Яссавий, руководитель креативного агентства Great Wall Media, рассказал о том, как максимально эффективного использования электронной коммерции, с учетом всего инструментария, доступного маркетологу.

Поэтому тема презентации была соответствующая: «Э-коммерция. Выжимаем все соки». Шохрух рассказал почему важна динамическая реклама в социальных сетях, как с максимальной эффективностью задействовать ретаргетинг, объяснил, для чего нужна функция «восстановление забытых корзин». Он рассказал собравшимся, как задействовать маркетинговые ухищрения не бездумно и хаотично, а с учетом статистики, с персональным подходом к клиенту и с возможностью «выхода за рамки».

О типичных ошибках при создании узбекских интернет-магазинов рассказала Рагида Нурмухаметова, совладелец интернет-магазина косметики Beautybox.uz.

Интернет-магазин – это, прежде всего веб-сайт, созданный по определённым правилам и имеющий свои обязательные атрибуты: витрину товаров или услуг, возможность оформления заказов, выбор вариантов оплаты, выбор вариантов доставки, счёт или накладную.

На вопрос о цене недопустимо отвечать: «в личку напишу». Каталог товаров должен быть с указанием цен (вариант «цена по запросу» только для самых настойчивых и трудолюбивых, кому будет не лень писать вам лично). Каталог товаров должен быть снабжен фотографиями и подробным описанием каждой позиции.

Каталог товаров должен постоянно проверяться на актуальность цен и наличие ассортимента. Частая ошибка наших интернет-магазинов: на сайте указаны неправильные цены, товар значится в наличии, хотя на складе отсутствует. Покупатель должен знать: условия доставки и условия оплаты.

Распространенные и, пожалуй, самые опасные проблемы интернет-магазинов — сложности при оформлении заказа и отсутствие возможности связаться с оператором.

Следующая общая ошибка, для многих интернет-магазинов, по мнению Рагиды: нет стратегии, нет плана, нет понимания целевой аудитории, нет понимания, что продавать.

Из визуальной и технической части, спикер отметила, что плохой дизайн интернет-магазина все еще не редкость, отсутствуют версии для мобильных устройств, плохо оформленные страницы товаров, поиск, который не ищет, нет фильтров и навигации или наоборот переизбыток, фишки, которые не работают.

Самые распространённые ошибки интернет-магазинов, по версии владельца интернет-магазина asaxiy.uz, Фируза Аллаева, о которых он рассказал на примере своего опыта, это:

— организационные ошибки;

— неудобный сайт;

— не знание рынка;

— отсутствие клиентского сервиса;

— маркетинговые ошибки;

— отсутствие знаний о клиентах;

— недостаток денежных средств;

— попытки заниматься всем одновременно.

В панельной дискуссии о интернет-магазинах и сервисах доставки приняли активное участие слушатели из зала, Ботир Арифджанов, Музаффар Юсуров и Музаффар Аъзамов, присоединившись к спикерам Акмалю Пайзиеву (сервис доставки еды Express 24), Азизбеку Юсуфову (интернет-магазин LeBazar), Рагиде Нурмухаметовой (интернет-магазин Beautybox.uz), Саидазиму Бурханову (интернет-магазин Arba.uz). Сфера интернет коммерции имеет большой потенциал, она решает множество проблем благодаря своему сервису, оперативности и конкурентным ценам. У нас данное направление только начинает развиваться, формируя новые вызовы для игроков рынка. Так, например, интернет-магазины и сервисы доставки испытывают проблемы с логистикой. Но на сегодняшний день нет такой универсальной логистической компании, которая могла бы предложить условия, которые бы удовлетворить их потребности в доставке. Возможно потому, что спрос на такого рода услуги только начинает формироваться. Будущее покажет.

Юлия Затуловская, директор креативного агентства Golden Minds анонсировала запуск своего проекта — книгу «Брендинг в Узбекистане».

Одним из направлений деятельности Ассоциации является содействие в повышении профессионального образования в области маркетинга. Для решения данной задачи, Национальным маркетинговым центром и школой бизнеса Alpha Education разработан уникальный курс по маркетингу, который включает 53 лекций ведущих специалистов по маркетингу и предпринимателей Узбекистана — экспертов НМЦ.

Как отметил в своем выступлении Алишер Джуманиязов, руководитель школы бизнеса Alpha Education, «Занятия организованы таким образом, что предоставляют слушателям возможность обучения без отрыва от работы, в вечернее время. 53 лекции прочитают ведущие специалисты — эксперты НМЦ, которые поделятся своим практическим опытом и знаниями. Во время занятий будут проходить разборы реальных кейсов и обсуждаться особенности работы на рынке Узбекистана. Каждому слушателю предлагается иметь свой собственный проект, над которым он будет работать на протяжении всего курса и сможет получить мнение и консультации спикеров. По итогам курса пройдет защита проектов. Также немаловажно, что выпускники курса попадут в состав специалистов, официально рекомендуемых НМЦ. Думаю, данный курс станет еще одной возможностью повышения квалификации как для действующих маркетологов, так и для усиления подготовки молодых специалистов, которые только начинают активную работу в области маркетинга. В этом мы видим одно из важнейших направлений деятельности Ассоциации «Национальный маркетинговый центр».