MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

MARKETING ASSOCIATION OF UZBEKISTAN

Новый Ренессанс- новый закон

28 Апрель, 2022

Итак, настал момент изменения Закона «О рекламе», который был принят 24 года назад, в 1998 году.

Наконец-то, не прошло и 3 лет с момента старта, Олий Мажлисом была принята новая редакция данного закона.

Следует отметить, что специалистами данный проект закона был разработан, согласован с соответствующими министерствами и ведомствами и передан в установленные сроки, а именно в декабре 2019 года, согласно №УП-5817 от 11.09.2019 г. в правительство. А в правительстве, как все знают, документы лежат на столах чиновников годами.

Для того, чтобы закон соответствовал всем требованиям, в частности требованиям рынка рекламы, была создана рабочая группа в составе специалистов государственных органов, а также субъектов предпринимательства (рекламные агентства, СМИ).

Действительно, закон был разработан с учетом мнений субъектов рекламного рынка, а именно представителей телевидения, радио, наружной и интернет рекламы. Также в разработке учувствовали специалисты фарминдустрии.

Давайте коротко расскажем, что нового вводится в Закон «О рекламе», принятом Олий Мажлисом.

В первую очередь, в законе стало 53 статей, вместо 30.

Следует отметить, что новый закон разделен на главы, который не были указаны в старом законе.

В старом законе все было разбросано по разным статьям.

Согласно новым правилам, не будут считаться рекламой:

- материалы предвыборной агитации

- вывески и указатели, не содержащих сведений рекламного характера;

-объявления физических или юридических лиц, не связанных
с осуществлением предпринимательской деятельности;

-информации о товаре, его изготовителе, об импортере
или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

-любые элементы оформления товара, помещенные на товаре
или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

-информации во всемирной информационной сети Интернет
о производимых или реализуемых товарах, размещенную на сайтах производителей и (или) продавцов товаров или на страницах в социальных сетях,

Раньше в старой редакции имели всего 8 основных понятий. Теперь в новом их стало 23.

Раньше мы не знали, что такое:

-неэтичная реклама;

-ненадлежащая реклама;

-интегрированная реклама;

-стимулирующая акция;

-паспорт рекламного места

Одной из новел в новом законе стало требование к языку рекламы. Раньше по старому закону можно было размещать рекламу на любом языке по усмотрению рекламодателя. Но было устное требование к наружной рекламе: размещать рекламу 50 на 50, т.е. половину на узбекском языке.

Теперь все иначе. На территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке. А если рекламодатель захочет, то можно продублировать и на других языках.

Но имеется исключение для СМИ, где рабочим языком является иной язык. Так, например, если радио вещается на русском языке, то реклама может размещаться на русском языке.

Вводятся новые сроки для хранения документов и материалов рекламной информации.
Если раньше субъекты рекламы хранили документы один год, то теперь их нужно будет хранить в течение 3 лет.

Имеется ряд новых к требованию к рекламе.

Теперь в рекламе запрещается:

использовать или имитировать государственные символы, а именно изображение Государственного герба, флага и звучания гимна;

рекламировать товары в печатных изданиях (учебниках, школьных дневниках, школьных тетрадях и других),

указывать цены (тарифы) в иностранной валюте;

рекламировать информационную продукцию без указания возрастной классификации

использование противоречащих национальным и семейным традициям, а также общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов.

Когда примут закон, нельзя будет например в рекламе указывать туристические услуги “Мальдивы за 1300 долларов США ($)» или без указания товаров для взрослых «18+».

Но вопросом остается то, как будут определять “общепринятые нормы морали и нравственности формы, фразы и образы». Возможно будут измерять длину юбок и т.д.

Вводятся новые требования по защите несовершеннолетних в рекламе.

Теперь в рекламе запрещается:

использование показа несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе причинению вреда своему здоровью;

дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним
у несовершеннолетних.

Эти новшества должны были введены очень давно, так как рекламу для детей всегда нужно ограничивать.

Например, реклама, где «Мой герой папа Ибрагима, потому что он покупает сыну Айфон» или «Семья за столом, где ребенок отказывается кушать еду и требует шоколадную пасту».

Если раньше запрещали использовать детей в рекламе продукции для взрослых, теперь вносится запрет на рекламу для взрослых в детских телеканалах или передачах.

Например, реклама «Автомобиля» на телеканале «Болажон» или «Аклвой».

Действующий закон требует, чтобы реклама отделялась от другой информации, чтобы потребитель знал что это, реклама или кино например.

Теперь, эти требования не будут касаться интегрированной рекламы. Теперь можно на передаче готовить пищу надев халат «Шедрое лето» или пить «Нескафе» из кружки с этим логотипом.

В новом законе шире дается понятие социальной информации, т.е. социальной рекламной информации (старое наименования статьи).

Следует отметить, что в действующей редакции многие её толкуют по-разному. Все государственные органы думают, что социальная реклама — это бесплатно и все рекламные носители должны размещать их на бесплатной основе. Бесплатно бывает только сыр в мышеловке. Вся реклама должна быть оплачиваемой, конечно если распространитель рекламы не захочет сам разместит её даром.

В новом законе наружной рекламы отведена целая глава, так как объём е пока составляет не менее 20% от общего объёма рекламного рынка Узбекистана.

Как вы все помните, правительством было принято два постановления, касающихся регулирования внешней рекламы. Это ПКМ №702 от 30,08,2018 года и №104 20,02,2020 г.

Основные моменты указанные в данных ПКМ, отразились и в новом законе «О рекламе».

Объём размещаемой рекламы на ТВ увеличился. Так, общая продолжительность распространяемой рекламы в эфире телеканалов, теле-, видео-, кинохроникальных программах (в том числе такой рекламы, как реклама телемагазина), не может превышать 20% времени вещания в течение часа, но не более 15% вещания в сутки.

Теперь стало ясно как определять объемы размещения рекламы на ТВ, так как в старой редакции кто-то измерял за час (10 % за каждый час, т.е. 6 минут), а кто-то за сутки (2,4 часа).

И еще одной из новел является, то, что ретранслируемые иностранные телеканалы должны будут закрывать иностранную рекламу, если она не соответствуют законодательству о рекламе Республики Узбекистан. Если они не соответствуют, от они (программы) предоставляются пользователям без рекламы.

Новый порядок запрещает размещение внутренней рекламы в помещениях государственных органов и органов самоуправления граждан, дошкольных образовательных организаций, общих средних и средних специальных образовательных организаций, профессиональных школ, колледжей и техникумов, за исключением социальной информации.

Теперь нельзя размещать ТВ мониторы в паспортных столах, в гос поликлиниках, в махалях и тд.

Теперь переходим к основному моменту - реклама алкоголя. Быть или не быть?

Как и раньше, по новому закону реклама алкогольной продукции любой крепости не допускается. Но имеется исключение. Это- пиво и вино (кстати они тоже алкогольные товары).

Согласно новым правилам, спустя почти через 20 лет к нам вернется реклама пива и вина.

Т.е. теперь допускается реклама пива натуральных и игристых вин, произведенных в Республике Узбекистан, в следующих случаях:

в залах гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, где осуществляется торговля такой продукцией, а также в местах
их демонстрации и дегустации;

на официальных веб-страницах во всемирной информационной сети Интернет производителей и лиц, осуществляющих реализацию пива, натуральных и игристых вин, произведенных в Республике Узбекистан,
с указанием возрастной классификации информационного продукта;

в средствах железнодорожного и воздушного транспорта;

по телевидению и радио с 23-00 до 07-00 часов по местному времени.

К сожалению, или к счастью наружная реклама пива и вина пока не разрашается.

Согласно новым правилам, теперь можно рекламировать банковские вклады указав выплачиваемые проценты. Раньше их нельзя было рекламировать, если не был выплачен ранее.

Вернулись и финансовые санкции по отношению к хозяйствующим субъектам.

Теперь за нарушение законодательства о рекламе финансовые санкции применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в следующих размерах:

распространение рекламы о продукции, производство, реализация или реклама которой запрещены или ограничены законодательством – влечет наложение штрафа в размере 100 базовых расчетных величин;

ненадлежащая реклама, отказ от контррекламы – влекут наложение штрафа в размере 70 базовых расчетных величин;

нарушение требований к рекламе энергетических напитков, алкогольных напитков, табака и никотиносодержащей продукции, кальянов и электронных сигарет, курительной принадлежности, пиротехнических средств, оружия и боевых припасов к нему, продукции военного назначения, а также нарушение порядка размещения внешней рекламы и информации – влекут наложение штрафа в размере 50 базовых расчетных величин;

нарушение требований к рекламе для несовершеннолетних, лекарственных средств, биологически активных и пищевых добавок,
а также продуктов детского питания – влечет наложение штрафа в размере 30 базовых расчетных величин.

Эксперт

Маркетинговой

Ассоциации Узбекистана

Дилшод Азимов

: