Решению данных проблем и была посвящена проделанная работа по анализу и исследованию рынка, чтобы определить лучших игроков и сформировать рейтинг рынка рекламы Узбекистана.Задача рейтинга— распределение агентств по уровню их профессионализма. Объективной основой для такого распределения являются места, занятые агентствами на различных фестивалях рекламы и маркетинга за определенный период. Организаторы отмечают, что в этом рейтинге было сделано главное — определены методика подсчета баллов и требования для участия в рейтинге 2020 года. Затем, на примере активности агентств и результатов участия в различных фестивалях в 2019 году, было показано, как будут подведены результаты в конце текущего года. Поскольку агентствам заранее не сообщили о подобной работе, этот рейтинг — показательный, он не будет учитываться в дальнейшем. Но с его помощью появилась возможность уже сейчас информировать всех, кто имеет отношение к рекламной отрасли, о появлении официального рейтинга рынка рекламы Узбекистана, первый из которых будет сформирован по итогам 2020 года. Организаторы призывают агентства к еще более активному участию в фестивалях в этом году. Ведь на них дают оценки специалисты международного уровня, имеющие опыт работы с самыми известными мировыми брендами, что делает результаты участия в профессиональных фестивалях и конкурсах самым объективным мерилом уровня работы рекламных агентств.
Каков принцип подсчета баллов рейтинга НМЦ?
Чтобы попасть в рейтинг, нужно в течение года становится финалистом и/или победителем фестивалей, вошедших в рейтинг. Каждый фестиваль оценивается по своему коэффициенту, который умножается на баллы от полученной награды. Коэффициенты отличаются по авторитету фестиваля и степени его сложности (от 2 до 25 баллов) и зависят от количества поданных работ,количества стран-участниц, уровня компетентности жюри, числа обладателей престижных мировых наград в составе жюри.
Каждая награда оценивается по утвержденным баллам (шорт-лист — 1, бронза — 3, серебро — 5, золото — 7, гран-при — 10). Балл за награду умножается на коэффициент фестиваля. Баллы суммируются и выводятся в рейтинговую таблицу, которая поделена на три основных направления: Branding, Creative, Production. Одно агентство может быть представлено в нескольких направлениях, в зависимости от категории полученных наград.
А как обстоят дела с рейтингами в странах СНГ?
Рейтинги ведутся давно и очень популярны во многих странах. Более того, существует разделение по направлениям деятельности.
Аналоги рейтинга НМЦ: в Центральной Азии — AdAsia, России — АКАР, Украине — ВРК, Беларуси — АКМАБ и др. Рейтинг креативности AdAsia для стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) и Азербайджана проводится c 2011 года.
Вот как описывают его создатели: «Рейтинг креативности — единственная возможность получить объективную и независимую оценку уровня профессионализма креативных рекламных агентств, дизайн и брендинговых студий, digital/SMM-агентств, BTL-агентств, PR-агентств, продакшн-студий, и т. д. За это время он стал действительно важным, полезным, а главное — непредвзятым мерилом креативности и профессионализма агентств для их клиентов. А для агентств это возможность сравнить свой уровень с коллегами и получить объективную оценку со стороны».
Ассоциация коммуникационных агентств России регулярно составляет следующие рейтинги:
- рейтинг креативности агентств;
- рейтинг медийных агентств;
- рейтинг digital-агентств;
- рейтинг маркетинговых услуг и многие другие.
Всеукраинская рекламная коалиция ВРК публикует ежегодный рейтинг украинских агентств по трем категориям — «Креативные партнеры», «Маркетинговые сервисы и PR», а также «Медиапартнеры».
Чем могут помочь рейтинги клиентам и агентствам?
Рейтинг — это, прежде всего, инструмент, помогающий рекламодателям лучше ориентироваться в рынке предложений агентств. Он даёт возможность выбрать агентство, наилучшим образом соответствующее задачам, стоящим перед бизнесом: заказчикам оценить уровень креатива и качество работ агентств, проверить их стиль на соответствие собственной концепции и маркетинговой стратегии. Правильный выбор агентства экономит не только время и средства, но напрямую сказывается на силе бренда потенциального заказчика, его продажах и успехе бизнеса в целом. Для агентств рейтинг — дополнительный маркетинговый инструмент. Те компании, которые прикладывают усилия и добиваются роста в рейтингах, при прочих равных будут ранжироваться выше тех, кто в них не участвует. Кроме того, это подтверждение третьей стороной достижений и экспертности какого-либо агентства. В рейтинге НМЦ таким независимым и объективным подтверждением является победа или участие в различных фестивалях.