Mehrli Maktab

Номинация: Общество
Достижения за 2022 год

В рамках развития госпитальной педагогики в Республике Узбекистан в Центре детской гематологии, онкологии
и клинической иммунологии (Центр) Республики Узбекистан
в Ташкенте 11 мая 2022 года открыта первая школа «Мехрли мактаб» по предоставлению дошкольного и общего среднего образования детям, находящимся на длительном лечении.

Продолжительность лечения в зависимости от заболевания может составлять от 1 месяца до 3-4 лет. Согласно международным стандартам, дети, находящиеся на лечении более 20 дней, являются пациентами на длительном лечении и имеют гарантированное право на получение качественного и доступного образования.

Количество пациентов в Центре с 11 мая 2022 года по 27 марта 2023 года составляет 1928 пациентов. Количество детей, получивших за этот период образование в группах, составляет 1153 ребенка. Из них 650 детей – дошкольного возраста
и 503 школьного возраста. Остальные 775 пациентов получили образование индивидуально в палатах. 

На сегодняшний день в школе проходят обучение более
130 детей ежедневно. По состоянию на 27 марта 2023 года численность детей дошкольного возраста в школе «Мехрли мактаб» составляет 61 ребенок, из них девочек – 33.

Все педагоги имеют высшее образование и прошли специальную подготовку и повышение квалификации
по госпитальной педагогике (из них 7 – степень бакалавра,
12 – степень магистра, 1 – аспирант)
. Наряду с педагогической деятельностью, педагоги «Мехрли Мактаб» ведут
научно-социальную и просветительскую деятельность, которая подразумевает под собой написание научных статей, проведение семинаров и мастер классов, как в стенах школы, так и вне.


Инфраструктура школы «Мехрли мактаб» была создана с учетом специфических медицинских требований. Учитывая иммунодефицит детей, школа оснащена гипоаллергенным оборудованием, мебелью и техникой, которые подлежат ежечасной обработке. В образовательном процессе используется исключительно оцифрованные учебники и книги.

В «Мехрли мактаб» функционируют:

- дошкольные образовательные группы для детей в возрасте от 2 до 7 лет на 45 детей;

- игровые группы для развития детей раннего возраста
(от 1,5 до 2 лет). Работа по уходу и контролю организована
при активном участии родителей. Содержание образовательного процесса для дошкольных госпитальных групп «Mехрли мактаб» определяется программой, которая разработана на основе государственной программы «Ilk qadam», утвержденной Министерством дошкольного и школьного образования РУ (МДШО) в соответствии с государственными требованиями.

Для учеников, проходящих лечение в Центре, общее среднее образование предоставляется для детей с 1-11 класс
по 12 предметам на основе учебного плана, утвержденного МДШО,
и учебного плана, разработанного отдельно в соответствии
с образовательными программами.

Образовательно-воспитательная деятельность педагогов
«Мехрли мактаб» существенно отличается от традиционных методик, применяемых в обычной школе. Основными отличительными особенностями такого подхода являются:

– необходимость учёта индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка, в соответствии с которыми разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты
и индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка;

– высокая степень востребованности инструментов и методов дистанционного обучения, в особенности, когда образовательная деятельность осуществляется по отношению к ребенку, проходящему лечение в асептической палате-изоляторе;

– работа в малых группах (в том числе разноуровневых
и разновозрастных)
или индивидуально с каждым ребенком;

– активное применение в ежедневной педагогической практике игровых форм и творческих заданий, нацеленных
на поддержание мотивации к обучению, восстановление психического функционирования, развитие способностей ребенка, находящегося на длительном лечении, к коммуникации и социализации;

– учет педагогами и неукоснительное следование рекомендациям врачей о текущем статусе здоровья ребенка,
его реабилитационном потенциале, когнитивных и других дефицитах, которые вызваны болезнью и процессом лечения;

– ежедневный контакт педагога с медицинскими сотрудниками, родителями ребенка, находящегося
на длительном лечении, и службой психологической поддержки, осуществляющей консультативную и практическую помощь;

– проведение занятий с ребенком, находящимся
на длительном лечении, в школьном или дошкольном секторах госпитальной школы (на территории медицинского учреждения), или прямо в больничной палате (если обучающийся ограничен в движениях).

В школе действует служба психолого-педагогического сопровождения для детей, родителей и педагогов.
На сегодняшний день психологическая поддержка оказана
510 ученикам школы, 303 родителям учеников, 16 педагогам,
24 медицинским сотрудникам.
В связи с получением высокодозной терапии у детей наблюдаются когнитивные расстройства (дефект слуха, речи, зрения, моторики). В связи с этим действует служба дефектолога
по коррекции речи.

В «Мехрли мактаб» внешкольное образование включает в себя студию «Zamin Creative», в которой дети проходят арт-терапию, музыкотерапию. В рамках проекта «Zamin Education» совместно
с учениками из школы им.Аль-Хорезми проводятся дистанционные занятия по IT программированию, где ученики школы «Мехрли мактаб» имеют возможность общаться с другими учениками из обычных общеобразовательных школ
для социализации и общения с внешним миром. Совместно
с IT-парком для учеников школы «Мехрли мактаб» организовываются мастер-классы по робототехнике.

Ученики «Мехрли мактаб» имеют возможность сдавать итоговую государственную аттестацию. С 26 мая по 15 июня 2022 года два выпускника 11-х классов и один выпускник 9-го класса сдали итоговую государственную аттестацию. Ученики имели возможность подать заявление и пройти регистрацию
для поступления в высшие учебные заведения. К примеру, выпускник «Мехрли мактаб» Халилов Азиз из Джизакской области поступил на учебу на контрактной основе в Ташкентский университет информационных технологий.

В период с 15 по 16 августа 2022 года представителями проекта «УчимЗнаем» (Российская Федерация) проведена профессиональная стажировка специалистам «Мехрли мактаб». Профессиональную стажировку прошли всего 15 специалистов
из них 6 – педагогические работники дошкольных групп «Мехрли мактаб», а также профессорско-преподавательский состав
3 – ИППКРДОО, 3 – филиала в г. Ташкенте РГПУ им. А.И. Герцена,
3 – филиала в г. Ташкенте Университета Пучон (Корея).
В результате профессиональной стажировки 15 педагогов получили удостоверения о прохождении стажировки.

Состоялась IV Всероссийская конференция на тему: «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» в г.Москве 1-3 ноября 2022 года.
В конференции приняли участие образовательные школы и научно-практические исследователи из разных стран мира в области госпитального образования.

На данной конференции был представлен опыт по созданию госпитальной школы в Узбекистане, где российским ученым доктором педагогических наук, профессором С.В. Шариковым было отмечено, что «Узбекистан достиг высоких результатов по организации образовательного пространства для детей находящихся на длительном стационарном лечении в Центре детской гематологии, онкологии и клинической иммунологии, которые можно сравнить только с США». Наряду с высокими гостями специалист по госпитальной психологии, исследователь и докторант Лондонского университета М.Пападимитру также отметила достижения школы, как очень высокие и прогрессивные и ее соответствие международным стандартам.

В сентябре 2022 года в Казахстане на Международный Фестиваль ЮНЕСКО «The planet of Art» было подано 100 заявок от Республики Узбекистан. Среди участников 4 ученика«Meхрли мактаб» стали победителями финалистами международного фестиваля. Международный Фестиваль был приурочен
к всеобъемлющему изучению «Наследия Шелкового пути»,
а также 75-летию Клубного движения ЮНЕСКО. По итогам фестиваля издан каталог «Наследие Шёлкового пути», куда вошли рисунки финалистов из «Meхрли мактаб». Выставка
с рисунками победителей также успешно проведена во Франции.

В рамках стратегического развития школы «Мехрли Мактаб» на 2023-2029 года планируется:

  1. Создание методологии на базе данной школы для нового
    направления — госпитальной педагогики в Узбекистане;
  2. Создание региональных филиалов по всей республике;
  3. Дальнейшее сотрудничество с проектом «УчимЗнаем»
    по обмену опытом;
  4. Проведение стажировки педагогов РУ в РФ.

В настоящее время при поддержке МДШО и Минздрава идет работа над созданием региональных филиалов школы «Мехрли Мактаб» по всей республике.

По проведенному анализу региональных областных детских многопрофильных больниц на 2023 год Рабочей группой было принято решение на первом этапе открыть филиалы в следующих областных детских многопрофильных больницах:

1.Андижанский областной детский многопрофильный центр.

Охват стационарных пациентов в год – 1990 (1194 детей находятся на длительном лечении ( около 60 %), 40 койко-мест).

Бюджет школы «Мехрли Мактаб»:

Оснащение образовательных классов – 300 млн сум;

Оснащение дошкольной среды – 300 млн сум.

2.Ферганский областной детский многопрофильный центр.

Охват стационарных пациентов в год – 1284 (770 детей находятся на длительном лечении (около 60%), 30 койко-мест).

Бюджет школы «Мехрли Мактаб»:

Оснащение образовательных классов – 300 млн сум;

Оснащение дошкольной среды - 300 млн сум.

3.Инновационная клиника Каракалпакского медицинского института.

Охват стационарных пациентов в год – 1324 (265 детей находятся на длительном лечении (около 20%), 25 койко-мест).

Бюджет школы «Мехрли Мактаб»:

Оснащение образовательных классов – 300 млн сум;

Оснащение дошкольной среды – 300 млн сум.

Планируется также охватить образование детей, находящихся на амбулаторном лечении.

Прошел отбор педагогов в региональные филиалы «Мехрли Мактаб» (проведены собеседования) и планируется проведение стажировки по изучению госпитальной педагогики в рамках визита делегации проекта «УчимЗнаем» 18-21 апреля 2023 года.

Ведется подготовка по внесению изменений в учебные программы ВУЗов, средне-специальных учебных заведений, институтов переподготовки и повышения квалификации учителей школ и дошкольных образовательных организаций по внедрению предмета «Госпитальная педагогика» на 2023/2024 учебные годы.

Видео:

Назад к списку