О выборе оптимального метода маркетинговых исследований рассказала в своей презентации Айжан Касимбекова, руководитель и основатель маркетингового агентства MOREINFO. При выборе метода маркетинговых исследований, который будет подходить именно вашей компании, нужно иметь ввиду, что существуют как количественные, так и качественные методы. Поэтому, в первую очередь, нужно поставить перед собой основные цели и задачи, а также понять, что компания будет делать с данными, определить аудиторию, узнать, что нужно проверить, определить источник данных (первичные и вторичные данные) и методы исследования. Логичным продолжением темы исследований стала презентация Азиза Гаппарова, консультанта компании Compass Consulting, о роли маркетинговой стратегии в организации бизнес процессов компании. В основе маркетинговой стратегии лежит, прежде всего, позиционирование бренда и в целом компании на рынке. Важно не то, что мы производим, а то, какую ценность мы даем потребителю, и как она будет восприниматься. Позиционирование зависит от целевой аудитории, того, что она хочет получить от продукта. Позиционирование строится на атрибутах, выгоде и эмоциях. Развитие маркетинга напрямую зависит от конкуренции: чем выше конкуренция, тем лучше будет развиваться отрасль и специалисты. В выступлении Азизбека Юсуфова, директора по маркетингу онлайн магазина LeBazar, прозвучал анализ традиционных каналов продвижения и прогнозы развития на ближайшее будущее. Часто маркетинг приравнивают к продвижению. Но это не так. С развитием технологий развиваются и каналы продвижения. В классическом понимании есть четыре основных канала продвижения: прямые продажи, PR, стимулирование продаж и реклама. Но в сегодняшнем мире все меняется очень быстро. Печатная пресса и радиореклама постепенно сдают свои позиции. Наружная реклама в Узбекистане всё еще эффективна. Но у нее есть минусы: ограниченная территория и короткое время восприятия. А самый большой минус традиционных каналов продвижения в том, что ни один традиционный канал не может измерить эффективность. Здесь все преимущества находятся у digital. Он позволяет разными способами таргетировать и персонифицировать рекламу. За этим будущее маркетинга. Постепенно мы все будем использовать большие данные и искусственный интеллект. Сергей Шевченко, руководитель компании Webnow, подробно остановился на вопросах интернет маркетинга и поделился трендами следующего года. В 2018 году, по его мнению, будут гарантированно работать 10 каналов: контекстная реклама, медийная реклама, социальный маркетинг, контент-маркетинг, E—mail маркетинг, SEO продвижение. Telegram, мобильная реклама, мониторинг показателей, улучшение показателей исходя из аналитики. Дилафруз Жийранова, ведущий специалист digital marketing в Veon Group привела в своем выступлении статистические данные, наглядно демонстрирующие рост интернет пользователей в мире и в нашей стране. Половина жителей (3,7 млрд) Земли пользуется Интернетом, 2,8 млрд людей активно пользуются социальными сетями, у 5 млрд есть мобильные телефоны. За год количество пользователей Интернета увеличилось на 10%, соцсетей — на 21%, пользователей смартфонов — на 5%, тех, кто пользуется соцсетями через телефон — на 30%. В Узбекистане эта картина выглядит так: более 15 млн интернет-пользователей, 0,77 млн активных пользователей соцсетей, более 21 млн пользователей мобильных сетей и 0,57 млн активных мобильных пользователей соцсетей. За год эти цифры изменились, так количество интернет-пользователей увеличилось на 18%, активных пользователей соцсетей — на 67%, пользователей мобильных сетей — на 3%, активных мобильных пользователей — на 63%. Этот рост показывает перспективы интернет-маркетинга в стране. В Сессии приняли участие более 150 слушателей, среди них члены и эксперты Национального маркетингового центра, маркетологи ведущих компании страны, представители научного сообщества, преподаватели и студенты. Мероприятие организовано Национальным маркетинговым центром при поддержке Ташкентского государственного экономического университета.