После повторной верификации голосов, определены победители VI Премии «бренд года 2022» по выбору потребителей
10 мая 2023 года завершилось открытое голосование потребителей в Telegram боте @makon_brand_bot. В этом году Премия «Бренд года 2022» традиционно проходит по 25 номинациям и в конкурсе участвуют 211 активных брендов страны. Число проголосовавших потребителей превысило 500 000 человек.
В связи с большим количеством поступающих вопросов по голосованию, мы обратились к Тимуру Бакиеву, руководителю агентства ClickME, которое с самого первого открытого голосования в Telegram боте в 2019 году занимается разработкой, технической поддержкой бота и ведением статистики голосования потребителей. Команда ClickME провела повторную проверку голосующих в Telegram боте.
ПРОТОКОЛ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПОВТОРНОЙ ВЕРИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ ГОЛОСОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
VI ПРЕМИИ «БРЕНД ГОДА 2022»
Пользователи заходили в Telegram бот для голосования с различных устройств. Каждое устройство имело свой уникальный идентификатор, который сохранялся в специальном поле stats в админ панели бота. Для того, чтобы исказить голоса, пользователи могли использовать несколько устройств, чтобы создать видимость большого числа участников голосования. Также был проанализированы IPадреса подключения, где также были выявлены закономерности.
Было обнаружено, что в ходе голосования были пользователи, которые меняли сим-карты и выходили из Telegram, что приводило к изменению статуса на пустое поле в таблице. Общее количество таких пользователей за весь период голосования составило 125173.
Подозрительные пользователи были также связаны с несколькими похожими или одинаковыми аккаунтами, что указывает на возможность использования множественных аккаунтов для искажения голосов. Например, было обнаружено очень большое количество пользователей с цифровыми юзернеймами, которые просто шли подряд (481,482 и тд). Также использовались одни и те же имена - особенно отличился Jaha!
Для сужения списка подозрительных пользователей была проведена массовая рассылка SMS. В результате этой рассылки было выявлено 102701 пользователей, у которых статус в таблице SMS (после 12 часов ожидания) был 'NotDelivered' или 'Expired'. Те фактически это означает что номер отключен или вне зоны. А в нашем случае - фиктивный пользователь.
Это позволило выявить бренды, где были задействованы эти пользователи. Далее были приняты меры по исключению подозрительных голосов, чтобы обеспечить честность голосования.
Каждому участнику Премии по его письменному обращению может быть предоставлена база пользователей, которые были исключены из голосования и соответственно не учитывались для определения итогового результата.
Хочется подчеркнуть, что незначительные корректировки были у всех участников, поскольку для того что бы замаскировать свою деятельность, имело место голосования не только за один, но и за другие бренды.